March 26, 2010

Фавелы – как Бразилия борется с бродячим крестьянством

Михаил Вербицкий об изнанке местной нищеты


Фавела есть первая ассоциация, которая возникает у сограждан при слове «Бразилия». Бразилия это бедность, антисанитария, преступность и фавелы.

Фавела выглядит нехитро, это обычная застройка, разноцветными двух- или трехэтажными домиками (обыкновенно на склонах холмов). У каждого на крыше непременно спутниковая антенна, а на балконах сушится белье. Выглядит оно побогаче большинства подмосковных дачных поселков, не говоря уже об обычной сельской местности в России.

Между фавелой и всем остальным городом есть немаловажная разница. Фавелы официально не существуют. Это не лишает жителей фавел доступа к социальным благам; с той лишь разницей, что за воду и электричество они не платят (не платят, по крайней мере, государству). Фавелы возникают как самострой на незанятых землях; электричество в фавелах воруют, подключаясь к линии электропередач. Единственный вид социальных благ, которого фавелладос совершенно лишены - это внимание полиции. Бразильская полиция (свирепая, тяжело вооруженная, но чрезвычайно малочисленная) в фавелы не заходит, по молчаливому соглашению с жителями, которые заботятся о порядке сами.

Постороннего, который забредет в фавелу, могут убить. Могут и не убить, конечно, но если убьют, не ждите, что полиция займется этим убийством. Фавела это государство в государстве. Если полицейский зайдет в фавелу, в него могут начать стрелять; и часто стреляют. Многие жители фавел работают, некоторые из них довольно богаты. Но основной источник средств к существованию у фавелладос - социальный паразитизм.

Бразилия за последние 10 лет уверенно увеличивала свою экономику на 5-6% в год, в результате у правительства (а обе крупные партии в Бразилии социалистические) возникла возможность тратить лишние деньги на что угодно. Первым делом бразильцы законодательно установили порог отчислений на науку и образование - не меньше 18% от государственного бюджета, и 25% от местных бюджетов (эта норма даже зафиксирована в Конституции).

Но деньги не кончались. В 2003-м году, только что выбранный президент Луис Лула да Сильва придумал чудесный способ повышения электорального рейтинга. В рамках программы «Болса Фамилиа» правительство платит жителям фавел грант, в размере примерно 100 американских долларов каждому, в обмен на обещание фавелладос водить детей в школу и подвергать их вакцинациям. Получилось (на 40 миллионов фавелладос) всего 2,5% от бюджета – вдесятеро меньше, чем бюджет образования и наук.

Прожиточный минимум в Бразилии примерно вчетверо ниже, чем в России, то есть сто баксов - это очень приличные деньги. В результате, бедные (и не слишком грамотные) жители трущоб уверились, что сохранение у власти партии президента Лулы есть гарантия их заработка; и ни за кого другого голосовать не будут.

Несмотря на чрезвычайное внимание правительства к экологии, Бразилия практически целиком лишена очистных сооружений. Даже крупные города (включая некоторые миллионные) сливают канализацию непосредственно в море. Что делается в фавелах, лично мне не хочется даже думать. Каждый крупный бразильский город окружен по периметру кольцом фавел, источающих из себя характерное амбре, а в случае неблагоприятного ветра прованивает весь город.

Особо запакощеные фавелы рано или поздно расселяют. Делается это так. В один прекрасный день правительство регистрирует жителей, и дает каждому эквивалентную занимаемой им площади квартиру в специально возведенной панельной многоэтажке в черте города; а фавелу сносят, и разбивают на этом месте парк. Социальный паразитизм на марше.

Бразилия - очень большая страна. Южная часть (особенно три самых развитых штата - Рио-де-Жанейро, Сан-Пауло, Минас-Жерайс) по развитию и условиям не сильно отличаются от США. Жители там по большей части грамотные и по большей части белые (по крайней мере считают себя такими). Северо-восток Бразилии населен неграми, которых завезли для работы на плантациях. Там очень красиво, но большинство негров безработные, неграмотные и не имеют средств к существованию. Время от времени эти негры снимаются с насиженных мест, и переселяются на юг, всем семейством; таким образом возникают новые фавелы, на смену снесенным доброй администрацией.

В начале 20-го века Россия была населена контингентом, не сильно отличным от этих негров - неграмотными, нищими крестьянами, полуживотными, жившими от урожая к урожаю, в диком невежестве и антисанитарии. Каждые 5 или 10 лет в деревне наступал голод, от которого умирали миллионы. Перед Россией стояла задача уничтожить русскую деревню, и коммунисты с ней справились, ценой жутких потоков крови. Сейчас аналогичная задача стоит перед Индией, Китаем и Бразилией. Про Китай и Индию не знаю, но бразильский способ урбанизации кажется мне весьма гуманным.

Михаил Вербицкий – математик, защитил докторскую диссертацию в Гарвардском университете, культуролог, публицист, создатель русской службы ведения блогов Lj.Rossia.Org.
©