August 29, 2013

Вот такая история

Денис Куклин
Hiblogger.net

Сразу предупреждаю, пост длинный.

Я вообще-то хотел написать его около месяца назад, когда увидел передачу с Соловьёвым у Познера. Познер традиционно в конце каждого выпуска занимается морализаторством, рассказывая какую-то историю. В этот раз он рассказал о Сугихаре. Даю выдержку из Познера.

”Один в поле не воин” – это очень известное выражение в России. И как ни странно, оно не имеет аналога, по крайней мере, в тех языках, которые мне известны. И в нем, как мне кажется, в концентрате выражено мнение, что один человек сам по себе ничего не может, и в общем, ничего не стоит. Сказав это, я хотел бы ознакомить вас с отрывком статьи Нателлы Болтянской, известного барда и не менее известного журналиста радиостанции ”Эхо Москвы”.

Итак, я читаю: ”А напоследок хочу рассказать историю совсем другого человека, я бы даже написала Человека. В 1940 году у ворот японского консульства в Каунасе столпилось несколько тысяч страждущих. Это были евреи, бежавшие от гитлеровцев на территорию Советского Союза. Формально, их должны были отправить обратно. Единственная возможность избежать гибели была – получить транзитную визу через территорию Советского Союза. И даже те посольства, которые имели возможность выдачи подобных виз, вовсе не спешили это делать. Отчаявшиеся беженцы нашли выход на японского консула Суги Хара. Обратились к нему с просьбой о выдачи транзитных виз. Суги Хара, дипломат страны, воюющей на стороне Германии, вынужден был запросить свой МИД. МИД Японии, естественно, отказал. И Суги Хара принял решение: на свой страх и риск начал выписывать транзитные визы. Несколько дней, с утра до вечера он делал это в консульстве. Затем консульство закрыли, и он продолжил работу в гостинице. А потом из окна поезда, увозившего его из Литвы, он выбрасывал чистые бланки со всеми печатями. Учет никакой не велся, виза выдавалась на семью, в которой могло быть как минимум 2 человека, а реально и 3, и 5, и 10. Когда вдова праведника Суги Хара уже спустя много лет приезжала в Израиль, откуда-то всплыла цифра – 50 тысяч человек, живущих сегодня, благодаря этим нескольким суткам напряженной работы японского дипломата. Вот так. Один человек – не воин? Вот такая история.

На самом деле визы выдавались в голландскую колонию Кюрасао, и проезд был через весь СССР, потом Японию, и потом уже -- Кюрасао. И бланков, которые он выбрасывал из поезда, не было -- они закончились и Сугихара писал их от руки, вместе с женой.

Цитата от самого Сугихары: "Вы хотите услышать мою мотивацию, не так ли? Это как чувства которые испытал бы каждый, встретив лицом к лицу беженца, умоляющего со слезами на глазах. И кроме сочувствия ничего не остаётся. Среди них были старики и женщины. Доведённые до отчаяния, они целовали мою обувь. Да, я действительно наблюдал такие сцены собственными глазами. В тоже самое время, я чувствовал, что японское правительство в Токио не имеет единой позиции. Некоторые военачальники были просто напуганы давлением нацистов, в то время как служащие министерства внутренних дел противоречили друг другу. Люди в Токио не были едины. Я чувствовал глупо, общаясь с ними. Поэтому решил не дожидаться ответа. Я знал, что в будущем кто-нибудь обязательно на меня подаст жалобу, но был уверен, что поступаю правильно".

Есть ещё история о Рауле Валленберге, секретаре Шведского представительства в Будапеште. Он выдавал евреям шведские «защитные паспорта», дававшие статус шведских граждан, ожидающих репатриации. И неизвестно, сколько их было. Кроме того, существует мнение, что путем угроз наказания за военные преступления он смог убедить некоторых немецких генералов не выполнять приказы Гитлера по вывозу евреев в лагеря смерти. Если данная версия верна, то Валленбергу удалось спасти не менее 100 тысяч венгерских евреев. В одном только Будапештском гетто на момент прихода советских войск находилось 97 тысяч человек.

Ещё можно написать о белорусском партизане Николае Киселёве, который из окуупированной территории 1,5 тысячи километров вёл 218 евреев, и вывел-таки за линию фронта.Самой маленькой в группе была девочка Берта, которая часто плакала. По мере приближения к линии фронта это становилось всё более опасным. Во время одного из таких опасных моментов родители Берты в отчаянии решили утопить девочку чтобы спасти всю группу. Тогда Киселёв взял ребёнка на руки, успокоил её и нёс до конца похода на руках.

Есть ещё история об Ирене Сендлер, которая вывела из Варшавского гетто 2,5 тысячи детей. И ещё был Вильгельм Хознефельд -- помните офицера в "Пианисте", который спас Шпильмана? И как же не вспомнить о Оскаре Шиндлере, про которого если вы ещё не видели фильм, то скорей бегите и смотрите.

Хорошие же были человеки. Помогали запросто так.

Когда в городе Фуджисава хоронили Сугихару, никто из местных не мог понять, откуда столько гостей на лимузинах? А он просто никому не рассказывал о своих нескольких днях в Каунасе.

Когда советские войска вошли в Будапешт, Валленберг "исчез". Только в 1957 году СССР признал, что Валленберг был арестован и вывезен в Москву, где умер от инфаркта в 1947 году.

Когда Ирену Сендлер выдвинули на Нобелевскую премию мира в 2005 году, премию получил Альберт Гор. Ему, видать, нужней. Бабушка всё равно умерла год назад, без всяких премий.

Когда в 75 году нашли документы о рейде группы Киселёва, очень удивились. А ведь он не писал мемуары, он отвёл людей, написал список, чтоб всё чин по чину и ушёл в лес.

Когда поляки и евреи просили отпустить арестованного Хознефельда, советские контрразведчики отказались. Они считали, что он виновен в военных преступлениях. Он умер в 1952 году под замком у победителей близ города-героя Сталинграда.

И, конечно, есть ещё Януш Корчак, который никого не спас, но очень хотел.

В общем, как-то у них по жизни не сложилось. Кроме вот тех дней, когда они делали что-то важное. Я вот думал, а зачем они вот нам, сейчас нужны? Для восхищения силой человеческого духа? Или ужасания войной? Я читал и о том, что Шиндлер вовсе не такой уж хороший, и спасённых было не так много. Да не в этом дело, не в докуметальности. Дело в влиянии этого на людей. Ведь не для того Спилберг снимал "Список...", чтобы похвастаться, вот, мол, какой был человек, а вы -- мелочь пузатая. И не для того, чтобы документалистикой заниматься. Для того, чтобы вы если вдруг не дай Бог, попадёте в такую ситуацию, поступили так же, как Сугиахар, Шиндлер, Киселёв и другие. Для того, чтобы вариант выбора был, когда вам предложат что-то совершить именем партии, родины или прочей чепухи.

Как говорит Владимир Владимирович (который Познер), вот такая история.
памятник Валленбергу в Стокгольме
памятник Янушу Корчаку и его детям в Израиле
памятник депортированным
©