Инна Ведерникова
25 апреля, 00:00
"Владимир Владимирович, торговать воздухом как-то не к лицу вам как президенту большой страны". Так глава украинского правительства Арсений Яценюк отреагировал на предложение Путина перенести до лучших времен фейк-референдумы о самоопределении Донецкой и Луганской "народных республик". "Если террористы и сепаратисты, которые поддерживаются Россией, — продолжил премьер-министр, — получили команду перенести то, что не планировалось, так это их внутренние разборки".
Что до Путина и его мотивов попридержать коней, то картина прояснилась: Донецкая и Луганская "народные республики", "уважая мнение Владимира Владимировича", отказались переносить референдум. Что, собственно, подтверждает версию о банальном публичном дистанцировании президента России от им же благословленной диверсии на Донбассе. Для очищения мундира, так сказать, перед мировой общественностью, не признающей подобных игрищ. И это значит, — нам еще предстоит пережить 11 мая. О чем — ниже.
Но вот понимает ли искрометный украинский премьер, что команда, которую он сегодня представляет во власти, так же, как и Путин, торгует воздухом в собственной стране? Отдает ли Яценюк себе отчет в том, что "родная" власть усугубляет внутренние угрозы Украины не менее цинично, чем это делает воинствующий сосед?
И дело не только в провале шестого мая парламентом инициативы Кабмина о проведении всеукраинского консультативного опроса, касающегося целостности страны. Который был нацелен на укрепление диалога с Востоком Украины. Вопрос в нынешних боевых условиях действительно спорный.
Дело — в полном отсутствии каких бы то ни было сигналов от власти, способных (если такое вообще возможно) уравновесить человеческие потери от АТО. То есть дать понять людям, что страна меняется, и за нее действительно стоит бороться. И погибать.
Однако обо всем по порядку.
Провал в ВР
Такое испытание мы переживаем впервые. Однако, важно понимать, что в разгар антитеррористической операции на Донбассе, где основной трофей Украины — сохранение государственности, ключевая задача для власти — не прекращать диалог с регионом. Подкрепляя его реальными инициативами и законами. Сегодня многие эксперты убеждены, что задуманный первоначально, как элемент торга с сепаратистами, всеукраинский консультативный опрос, планируемый Кабмином на 25 мая, мог стать некой первой нитью, связывающей дезориентированных сепаратистами и напуганных АТО жителей Востока с центром. Потому что когда у тебя в такую трагичную минуту спрашивают, как быть, и какую страну мы будем потом вместе строить, это, по меньшей мере, вызывает обоюдное доверие. Мог бы стать. Да не стал.
Причины две. С одной стороны, очевидно, что Донбасс стремительно погружается в безвластие, хаос и бандитизм. И, называя вещи своими именами, стоит признать: власть не дает никаких гарантий того, что к 25 мая ситуация в регионе кардинально изменится, боевики будут разоружены, а АТО будет завершена. Потому вряд ли люди под дулами автоматов пойдут выбирать президента, а тем более консультировать власть по такому важному поводу, как государственное устройство, децентрализация или язык. Опоздали, мягко говоря, немного. Как, впрочем, и с АТО. Когда месяц назад силами спецподразделений можно было оперативно с минимальными потерями ликвидировать группы террористов в захваченных административных зданиях Донецка и Луганска. Теперь же при таком количестве горячих точек и практически взятого в заложники мирного населения прогнозировать что либо — дурное дело.
С другой стороны, налицо двойные стандарты, в очередной раз продемонстрированные Кабмином, поддержавшим инициативу всеукраинского консультационного опроса. Вроде бы все шло по плану. Губернатор Сергей Тарута, чувствующий ситуацию и настроения в регионе, вышел с инициативой референдума. В противовес так называемой Донецкой народной республике (ДНР), назначившей плебисцит по поводу самоопределения на 11 мая. СНБО услышал, дал поручение Кабмину, тот — взял под козырек. Подготовил специальный закон, обеспечивающий возможность проведения подобного опроса. Но парламент 6 мая уперся в стену. И дело даже не в "уступках сепаратистам" и пр. ожидаемых репликах той же "Свободы", а, как выяснилось, в банальной формулировке вопроса.
"Поддерживаете ли вы территориально целостную Украину в пределах территории, определенной Конституцией Украины, как суверенное и независимое, демократическое, унитарное и европейское государство с широкими полномочиями регионов и территориальных общин?" — решил спросить Кабмин у народа.
Надо понимать, что ключевое слово в этой провальной истории — европейское. И именно оно, по мнению многих депутатов из восточных, южных и центральных областей даст предопределенный результат — люди Украине скажут "нет". А Путину — "да". К чему и кому вообще сегодня нужна эта фиксация? Зачем колоть в различия, когда из раны уже и так кровь фонтаном? Когда государственность нужно сохранить! Правительство хотело просто поставить галочку? Выполнить пункт женевских соглашений? Или все-таки наладить диалог с Востоком?
Если диалог, то есть известная формулировка, использованная социологами в опросе ZN.UA жителей Юго-Востока. О независимом унитарном децентрализованном государстве. И подавляющее большинство граждан всех восьми областей региона выразили такому государству свою поддержку. Но депутаты стену непонимания и неосведомленности по традиции перелазить не стали. Даже когда пули свистят. И сигнал региону — отменили.
Референдум Коломойского
Зато свое слово в истории народных волеизъявлений решил сказать губернатор Днепропетровщины, местный собиратель земель Игорь Коломойский. После присоединения Одессы Палицей (а такого еще не бывало в Украине, чтобы губернатор представлял на посту нового губернатора), Игорь Валерьевич решил спросить жителей Донбасса, а не хотят ли и они присоединиться к Днепропетровской области.
Хороший вопрос. И гонцы Коломойского собираются задать его жителям Донеччины и Луганщины также 11 мая. В тех городах и весях, которые не заняты террористами. Форма у опроса предполагается свободная. Бюллетеней планируют напечатать аж 3 млн экз. Коломойский уже успел пошутить на камеру в адрес Ахметова, которому, мол, уже не до сохранения земель. Подавая какой-то свой сигнал.
На самом деле, если попробовать абстрагироваться от подобных не очень серьезных забав (хотя эксперты предлагают использовать находку Коломойского в ходе админтерреформы, когда придется укрупнять общины), то губернатору Днепропетровской области уже удалось подать свой главный сигнал и стране, и Ринату Ахметову. Он на самом деле сделал то, о чем в Донецке стыдливо умалчивают. Коломойский во вверенном ему регионе сразу взял под контроль криминал. Как и в Одессе. Сразу после представления нового губернатора Игоря Палицы партнеры разделили радость события вместе с известным в определенных кругах депутатом горсовета Геннадием Трухановым. И над ними незримо витал Ангел. Точнее… Ангерт.
Таким образом, в зоне неофициального влияния Коломойского сегодня Одесская, а также Харьковская и Запорожская области. В том, что этот человек умеет мыслить нестандартно, мы могли убедиться еще во время событий Майдана. Когда "свободовцы" в регионах начали захватывать административные здания. Так вот в Днепропетровске за здание ОГА сражались специально обученные бойцы Коломойского и Вилкула — еще одного известного выходца из Днепропетровщины. "Майдановцев" там и в помине не было.
Важно, что обнажившийся еще тогда конфликт между Вилкулом и Коломойским сегодня на руку последнему. И стране. Потому как господин Вилкул, все еще контролируя определенную часть людей на Днепропетровщине, имеет достаточно хорошие отношения с Ринатом Ахметовым. А Ахметов, живущий за счет дотаций для шахт и других государственных преференций, как известно, — за единую Украину. Потому бойцам конкурирующих команд на Днепропетровщине воевать сегодня если и придется, то только за Украину. Вот такой удачный во всех смыслах получился поворот.
Чего не скажешь о Донбассе. Безусловно, Ахметову труднее контролировать "тень" в регионе. Потому как эту зону ему приходится делить с сыном Януковича Александром и небезызвестным Юрой Енакиевским. Что касается "света", то Ахметов изначально сделал ставку на удержание шахтеров и рабочих металлургических предприятий от опрометчивых действий. Выдержанная позиция по отношению к России — большая часть той же стали СКМ реализуется там, своевременная выплата зарплат и льгот рабочим — эти меры, по мнению Рината Леонидовича, должны были гасить любые возгорания на корню. Однако "тень" оказалась сильнее. И люди, получившие в руки оружие и захватившие власть, сегодня вряд ли размышляют о том, что думает на их счет хозяин Донбасса. Хозяева теперь — они.
Донецк—Луганск — транзит
Пока террористы держат Донбасс, не стоит иронично относиться и к фантасмагориям небезызвестного господина Царева. Его Новороссия, в которую должны войти 8 областей (как раз те самые, которые ZN.UA при помощи КМИС так тщательно исследовало, и которые в подавляющем большинстве своем — за единую унитарную децентрализованную независимую Украину), вероятно в каком-то месте прочно стыкуется с проектами "пушилиных"—"болотских"—"путиных" и др. сильно увлекающихся людей. И они, кстати, не стесняются давать миру достаточно жесткие сигналы с захваченных городов Востока Украины. Пропавшие без вести, пленные, замученные, убитые… Разграбленные автосалоны, угнанные инкасаторские машины, разбитые банкоматы…
В результате, буквально цитирую, уж простите, РИА Новости: "Центральная избирательная комиссия "Донецкой народной республики" сформировала к референдуму 55 территориальных избирательных комиссий и более 2 тыс. избирательных участков, напечатано более 2 млн бюллетеней. За проведение референдума отвечают более 25 тыс. членов участковых избирательных комиссий, они представляют все территориальные общины Донецкой области. Явка ожидается на уровне 70% избирателей области. По словам главы Центризбиркома республики, средства на проведение голосования есть".
Как, впрочем, создана и нужная картинка предстоящего "волеизъявления" для обитающих где-то в Зазеркалье российских телеканалов. Для нас же, прибитых реальностью, городской голова Донецка Александр Лукьянченко давеча уточнил, что на предмет организации референдума официально в горсовет никто от ДНР не обращался, но при этом градоначальник не исключил, что такие попытки действительно могут иметь место. И возможности им воспрепятствовать нет. "Вы хотите, чтобы я запретил? Чтобы разбомбили школы, и в понедельник не начался учебный день в городе Донецке?", — сказал он. Где-то в этом же ряду черной реальности — недавние вооруженные захваты райадминистраций, созданных под президентские выборы избирательных участков и угрозы их работникам, захваты Донецкой областной телекомпании, телекомпаний "Донбасс" и "Юнион", погромы на корпунктах СМИ, отказывающихся печатать объявления о незаконном референдуме…
Кстати, о незаконности и нелегитимности организуемого действа не писал разве что ленивый. Однако, если повториться, то совсем коротко: в рамках действующего в Украине законодательного поля никаких референдумов на региональном уровне не предусмотрено. Только на уровне общин — и на их собственные средства. На всеукраинском уровне ВР может назначить референдум по вопросу территориальной целостности. Президент же обязан объявить референдум по любым другим вопросам, если будут собраны 3 млн подписей граждан. Точка.
Хотя свою точку в этой истории все-таки поставил товарищ Баркашов — основатель и руководитель движения "Русское национальное единство". Перехваченный СБУ его телефонный разговор с одним из представителей ДНР по кличке "Боец" достаточно ярко описал схему будущего референдума. Нарисуют, сколько захотят. И впарят миру очередную порцию озона.
Не надо притворяться
Ситуация на самом деле тяжелая. Потому как на сегодня ни одного сигнала о том, что власть не просто жестко уничтожает террористов в рамках АТО, отчаянно пытаясь сохранить государственность и пресечь криминал, а уже сейчас — сию минуту принимает конкретные меры по изменению жизни в стране и ее регионах, Восток не получил. Как не получила и Украина.
Вчерашняя инициатива Арсения Яценюка, предложившего проводить объединительные круглые столы по всей Украине, выглядит также опоздавшей и беспомощной. И не потому, что с этой идеей диалога с лидерами общественного мнения всех регионов страны еще в первых числах марта на страницах ZN.UA выступил Андрей Ермолаев, а потом ее подхватил кандидат в президенты Михаил Добкин. А потому, что на таких круглых столах власти нужно общественности что-то предъявить. Что-то конкретное и осязаемое в виде принятых законов и документов, подтверждающих ее реформаторскую, а не саботирующую позицию. А с этим ситуация критическая. Судите сами.
Проект новой Конституции отправлен властной командой Тимошенко в долгий ящик. До избрания президента с определенной фамилией, надо полагать. Но ведь мы помним, что решением ВР проект Конституции должен был быть представлен депутатам в парламенте 15 мая. Однако Яценюк собрался осуждать проект до октября. Зачем? Чтобы понять, до какой степени обрезать полномочия президента, если не дай Бог Юлия Владимировна проиграет выборы? Она не уверена в себе, и партия подыгрывает? То есть перед страной разыгрывается абсолютно внутренняя конъюнктурная история, игнорирующая первоначальные потребности этой страны. Таким образом, нам предлагают избрать президента с неизвестными полномочиями. Так кем мы возьмем на работу Порошенко, Тимошенко или еще кого-то? С какими обязанностями? На какой срок? И под какие возможности?
Карманный премьер на полном серьезе продолжает кормить народ обещаниями и рассказами, как в новой Конституции все будет прекрасно. И с языком, и с децентрализацией. Насколько, позвольте уточнить? И это, знаете ли, интересно не только Путину. На днях указавшему всему миру на существование некой большой тайны вокруг будущей украинской Конституции. Ау, господа!.. Вынесение проекта Конституции на всенародное обсуждение до президентских выборов может стать серьезным фундаментом для объединения страны и урегулирования конфликта на Востоке. Неужели выборы могут быть дороже жизни юной девочки из Краматорска и памяти красивого полковника из "Альфы"?.. В кино на такое жутко смотреть, в реальности — просто срывает крышу…
Далее — законы, касающиеся задекларированной децентрализации власти. Они, по-видимому, где-то там же — в загашнике у премьера или спикера. Несмотря на то, что пакет законопроектов давно готов, команда экспертов под руководством вице-премьера Владимира Гройсмана трудится в поте лица, на выходе же — пшик. Неужели думают, что народ за пару месяцев после Майдана действительно ослеп и оглох? А если еще взять лицемерие власти по отношению к местному самоуправлению в Киеве — закон о столице с полномочиями для мэра предусмотрительно зашили в карман главы КГГА Владимира Бондаренко, то это уже не пшик — предательство.
"Процесс децентрализации мог давно стартовать, — комментирует ситуацию ZN.UA Владимир Гройсман. — Люди поддерживают. Буквально вчера мы провели дискуссию с участием 200 представителей Ассоциации сельских и поселковых советов из Донецкой, Львовской, Волынской, Луганской областей. Настроение позитивное. Народ хочет быстрее. Мы хотим быстрее. Дело — за парламентом. Можно уже сегодня сделать первый и шаг и проголосовать внесение изменения в Конституцию в части расширения полномочий местного самоуправления. Передачи исполнительной власти областным советам. То есть можно действовать законами, которые потом лягут в основу новой Конституции.
Более того, уже внесен в ВР законопроект о ГАСКе (Государственной архитектурно-строительной комиссии), где полномочия комиссии передаются на места. Там же — законопроект о предоставлении услуг в сфере регистрации имущества: все права — на места. Готовим новый бюджетный кодекс, закон о государственных представительствах на местах, о муниципальной милиции. У нас есть, что сказать людям" — заключил Гройсман.
Действительно, чего в который раз спрашивать у людей, хотят ли они унитарную децентрализованную Украину, если уже сегодня у власти есть, что им сказать по этому поводу. И есть все возможности начать строить эту новую децентрализованную страну. Принимать конкретные законы. Начинать обещанные экономические реформы. Какие еще сигналы могут быть красноречивее? Хоть для Востока, хоть для Запада.
Разве только — объективное расследование массовых убийств людей на Институтской и в Одессе. Под этим флагом каждый пойдет Родину защищать. Потому что уже ранен в самое сердце. Но о таком расследовании даже речи никто не ведет. Кроме главы АП Сергея Пашинского, готового уничтожить и посадить всех террористов, но не готового пояснить самую малость — наличие у него в руках снайперской винтовки, что было зафиксировано СМИ 18 февраля. И прокурор "Свободы" в рот воды набрал. Неужели тоже думает, что у нас память отшибло?
Бывший заместитель начальника одесской милиции Фучеджи — в бегах. А 40 человек уже нет на этой земле… Кто направил людей спасаться в Дом профсоюзов? Почему они не бросились спасаться на верхние этажи? Откуда газ?.. Все эти и многие другие прямые вопросы волнуют каждого из нас. Когда мы засыпаем, и когда встаем утром учиться жить в воюющей стране.
Такое впечатление, что власть выпускает всех отягощенных ответственностью и информацией, дабы не задавать лишних вопросов. И не получать лишних ответов. О заказчиках. Ведь если милиция инструктировала "красные повязки" перед бойней на Греческой, а потом бездействовала на пожаре в Доме профсоюзов, значит она на это получила приказ. От кого? От Фучеджи? А он от кого? И так по цепочке можно ответить на все вопросы. Если поставить себе такую цель. Понятно, какая игра и какой интерес у Путина. И размах его действий уже осознан. И картинка для его телеканалов (о Господи!) удалась. Но страшно даже подумать, какая может быть игра у нашей власти. Если она демонстративно не ищет ответы.
Таким образом, отсутствие доверия к власти стало сегодня главным внутренним вызовом, убивающим защитный потенциал государства при тяжелейшей внешней угрозе. Народ и на Востоке и на Западе Украины сжался в единый комок страха и недоверия. Приплюсуйте к этому деморализованных силовиков — они ведь такие же, как мы — их тоже мучают те же вопросы. А еще они думают, ну почему никто не расследует смерти убитых на Майдане сослуживцев?...
"Пули даже не были изъяты как вещественные доказательства, — рассказывает в СМИ Геннадий Москаль. — Никого не вызывали в прокуратуру и не допрашивали, не проводилась судебно-медицинская экспертиза. …Эти пули находятся в военном госпитале, они поржавели в банках. В главном управлении МВД в Киеве не возбуждено никаких дел, хотя убитых и раненных работников милиции — десятки. Снайперы же стреляли и в тех, и в тех. И это тоже бьет по психике милиционеров: завтра тебя ранят, убьют — и точно так же никто ничего не будет расследовать…".
А еще бьет по эффективности проведения АТО на Востоке. Потому что люди в погонах, и это давно надо признать на государственном уровне, — такие же жертвы режима Януковича, как и протестующие. Кроме, конечно, тех, кто стрелял на поражение и должен за это ответить. Все силовики давали присягу государству. И они представляют государственный институт, который априори лоялен к власти. В любой стране. Революция же, как экстраординарная ситуация, подкосила этот институт. А новая власть не сумела или не захотела вовремя его реабилитировать, начать реформировать, а главное — дать ему гарантии. Потому сейчас украинское государство и не имеет эффективных силовых структур.
Еще не забудьте о голодных призывниках и резервистах — без бронежилетов и зарплат, с теми же внутренними ощущениями. И разве теперь не понятно, что хаос на Востоке сегодня — следствие не только действий иностранных террористов, заблудших сепаратистов, криминала и равнодушных обывателей, но и власти, торгующей воздухом, референдумами, "Небесной сотней", Родиной.
©