April 20, 2010

Как воссоздать российскую науку

Российская наука находится в глубоком кризисе. В этом соглашаются как российские так и зарубежные эксперты. Однако катастрофическая глубина этого кризиса не может быть по настоящему оценена российским научно-образовательным сообществом, которое потеряло возможность аналитической сомооценки из-за деградации институтов научной экспертизы России. Это особенно остро иллюстрирует недавнее заявление президента Российской Академии Наук Осипова о том, что настоящие зарубежные учёные должны учить русский язык и читать русские научные журналы. Оно показывает глубину непонимания положения российской науки на фоне мировой науки, которое уступило уже не только ведущим странам запада, но и Китаю, Индии и Бразилии. Эта реплика Осипова послужила поводом для саркастичной заметки в ведущем научном журнале Nature о полном несоответствие нынешнего руководства РАН сложности задачи, стоящей перед научно-образовательным сообществом.

На мой взгляд существующие в России институты науки и большинство институтов образования не поддаются реформам. РАН наполнена случайными для науки людьми, ставшими академиками и членами-корреспондентами в советское время, часто под давлением отдела науки ЦК КПСС. И это “молчаливое большинство” продолжает воспроизводство себе подобных, как показывают недавние выборы в РАН. Большинство действительных членов российской академии не прошли бы аттестацию на доцента (Associate Professor) в университете средней руки в США или западной Европе, потому что у них нет публикаций в журналах, уважаемых международным научным сообществом. Я не могу серьёзно рассматривать возможность возрождения науки при формальном лидерстве РАН. Лишь немногие из академиков явяются лидерами мировой науки, да и они, как правило, либо работают за рубежом, либо давно достигли пенсионного возраста.

Тем не менее, Россия обречена на экономическую модернизацию через возрождение современной науки и образования. Другого будущего у страны просто нет. В этом ей может помочь многочисленная русская диаспора, успешно работающая практически во всех развитых странах мира в качестве профессоров, завлабов, учёных и предпринимателей-инноваторов. Успех в науке можно и нужно оценивать только по одному стандарту - мировому. И только через такую оценку можно определить кто является реальным учёным в России, а кто лишь симулирует научную деятельность, пользуясь некомпетентностью государственного аппарата, неспособного оценить научный уровень разработок, выдвигаемых для финансирования.

Поэтому многие представители диаспоры, как лично, так и организованные в различные ассоциации, предлагают в целом следующий набор рецептов для возрождения науки в России:

1. Создание международной прозрачной системы научной экспертизы для финансирования научных проектов исключительно на конкурентной основе.
2. Создание различных финансовых механизмов для поддержки международных научных проектов, проводящихся в России с участием успешных зарубежных учёных.
3. Создание системы поддержки научного образования талантливой молодёжи в ведущих мировых лабораториях с гарантией предоставления им лабораторий по возвращению в Россию при условие их успешной работы: именно так создавалась наука России в XIX веке.
4. Введиние латеральной мобильности молодёжи в науке: в мировой практике стало недопустимо назначение на должность родственников и непосредственных учеников научных администраторов, что увы является правилом в России и ведёт к деградации.
5. Создание центров и институтов, должности в которых будут заполняться исключительно на международной конкурсной основе с участием российских и зарубежных учёных. Кадровые вопросы в этих центрах дожны контроллироваться международным экспертным советом.
6. Создание международных исследовательских университетов в России, образовательные и научные программы которых будут контроллироваться международным наблюдательным советом, назначенным правительством России.

В мире работает от 50 до 100 тысяч успешних российских учёных, которые умеют уже по два десятка лет опыта работы в ведущих научных и образовательных центрах мира. Эта мощная диаспоры организовала профессиональные ассоциации - Russian-speaking Academic Science Association, Russian-American Medical Association, American Business Association of Russian Professionals, и многие другие. Все эти ассоциации готовы помочь России построить научные, образовательные, и инновационные центры мирового класса. Но для этого Российское правительство должно сделать шаг навстречу. В России нет ни одной организации, которая могла бы стать реальным партнёром в деле развития этих проектов, кроме правительства. Частные организации пока не достигли необходимого масштаба. Существующие научные организации, за редким исключением, либо потеряли свой научный уровень, либо не обладают необходимыми ресурсами.
©