May 23, 2011

Лаовай, не расслабляйся!…

realchina.ru
12 октября, 2009

Сегодня серьезный пост. Поговорим о том, как меняются люди, переехав в Китай. И в какую сторону.

Как обычно, я не претендую ни на какую объективность. Все что я пишу – заведомо очень субъективно. Хотя…

На мысли эти меня натолкнул субботний вечер. В субботу вечером мы с Бени сидели в его белоснежной квартире, пили кофе и смотрели фильм. «Дрезден». Фильм про то, как в 1945 до основания разбомбили Дрезден – один из красивейших городов Германии. Разбомбили вместе с горожанами, с детьми, стариками, беременными женщинами, с больницами и школами. Фильм на меня произвел, мягко говоря, тяжелое впечатление. Настолько тяжелое, что мы даже молча досмотрели титры.

Я уже собирался было уходить и задал Бени один, казалось бы, невинный вопрос:

- Бени, объясни мне, как все это могло случиться в такой развитой и цивилизованной Европе?

К моему удивлению Бени стал объяснять на полном серьезе о тяжелом экономическом положении Германии тех лет, о том, что война была необходима для изменения ситуации, и все такое прочее…

Я позволил себе с ним не согласиться, и у нас завязался спор, в котором Бени заведомо был не в выигрышном положении. Он ведь австриец. А Австрия, как известно, – рассадник фашизма.

Потом мы перескочили на «еврейский вопрос». Я попросил его объяснить, чем руководствовались его предки, сжигая миллионы живых людей в концентрационных лагерях. Бени улыбался все меньше. И подыскивал правильные слова все дольше.

А меня несло… Я задавал все новые вопросы. И порой, просто уже некорректные.

Кончилось все тем, что я спросил у Бени, что дает право арийцам думать, что они супер-нация? Почему такое пренебрежительное отношение к тем же китайцам, например? Почему лично он позволяет себе в Китае то, что никогда бы не позволил нигде в Европе?

На чем основан весь этот пустой снобизм? Не на отголосках ли прошлого? И какое расстояние от его снобизма до нацизма?

Бени понял, к чему я. Он уже давно перестал улыбаться. Впрочем, я тоже.

Он заверил меня, что обязательно подумает над моими словами. Проанализирует свое отношение к китайцами и поведение в китайском обществе. Что, возможно, он действительно сам не замечает иногда, как переходит границы. И какие-то моменты в его поведении не достойны джентльмена. И поблагодарил меня за то, что я порой заставляю его задумываться над самим собой.

Мы с Бени обнялись на прощание. Я спустился с 25 этажа на 1. Сел в такси и поехал вдоль ночного побережья домой.

Я ехал и думал… А действительно, почему многие и многие лаоваи, не побоюсь сказать, что большинство, после года-полутора, прожитых в Китае, начинают так себя вести? Почему они относятся к китайцам так пренебрежительно? Откуда этот снобизм? Откуда эта борзота?

В вспомнил больше десятка ситуаций, когда мои знакомые (и европейцы, и русские, и я сам в том числе) борзели на пустом месте. Вообще без причин. Я точно знаю, что они никогда бы не повели себя подобным образом у себя на Родине.

В Европе это противоречит стандарту поведения. А в России за такое можно элементарно получить в бубен. Но все меняется, когда ты в Китае.

В Китае все тебе рады. Все улыбаются. Все гостеприимны. Тут чувство полной безопасности. И всегда к лаоваям относятся, как к старшим. С уважением. (Я не говорю про бизнес – там все равны. Я говорю про повседневность, улицы и общественные места).

Если первый год лаовай балдеет от всего этого, то потом он привыкает к хорошему. Верит, что это - реальность. И начинает борзеть. Это ему не так. Это не то. Китаянки – косые. Китайцы – дебилы. Таксист не умеет водить. Строитель – строить. Учителя – не могут ничего нормально объяснить. В больницах не лечат. В полиции хамят. И т.д.


А кончается все вот чем: «Я – лаовай! Почему я должен стоять в одной очереди со всеми этими китайцами?!».

И все. Привет. Это уже точка невозврата.

Ребята, я верю, что каждый человек внутри хороший, добрый, благородный, разумный и способный ценить. Я убежден в этом! Но для того, чтобы сохранить себя таким, надо постоянно поддерживать свою моральную форму. Следить за собой. Быть устойчивым.

Лаоваи, не расслабляйтесь! Следите за тем, что вы думаете. Пожалуйста, не опускайте свою планку ниже. Я знаю - это проще, чем поднимать ее вверх. Но, блин, это так неправильно. Если вы устали от Китая, приготовьте ужин дома, это ведь так просто. Но не надо идти в кафе и там, на повышенных тонах, воспитывать официантов, которые принесли вам второе раньше, чем салат. Это отстойно. Любая бытовая ссора выглядит смешно. Одинаково смешно выглядят все ее участники, вне зависимости от того, кто прав.

И если вам уж совсем тоскливо - соберитесь. Будьте выше себя. Не борзейте. А то превратитесь в маленьких гитлеров.

Ну, а если не можете… Если уже все… Давайте! Собирайте чемоданчик и на месяцок на Родинку. В Хабаровск! В Читу! В Уренгой! В Нижний Тагил! В Новосибирск! В московские пробки! Не забудьте сходить в русскую больницу за какой-нибудь справкой. Или, для разнообразия, в милицию! Удачи!

Возвращайтесь и поговорим!
©