March 29, 2012

Китайская цивилизация

Сегодня я расскажу вам о современной китайской цивилизации, о тех характерных особенностях, которые она имеет и которые обеспечивают тот базис, на котором невероятными темпами идёт строительство крупнейшей державы XXI века – Китая.

Современный мир это мир не национальных государств а мир цивилизационных проектов. Соответственно, основная борьба сегодня идёт не столько между государствами за территорию, сколько между этими проектами за умы, сердца и, что гораздо актуальнее – низменные чувства и желудки граждан. После крушения Советского проекта, я бы выделил следующие цивилизационные проекты:

1) Китайский, включающий Китай и все страны Азии с большим количеством китайского населения.

2) Исламский.

3) Европейский.

4) Англо-саксонский, американский.

5) Архаичный, переходный: Африка и Латинская Америка.

Успешный цивилизационный проект должен иметь ряд обязательных характеристик. 1) Привлекательность. Комфорт, благополучие, возможности для личностного развития. 2) Гарантии защиты входящего в проект от посягательств со стороны участников других проектов. 3) успешная конкуренция с другими проектами, как чисто экономическая, так и экспансионная. 4) возможность сохранения собственной идентичности, индивидуальности и особенностей для человека, народа, группы.

Проект должен быть: над-национальным, над-религиозным, над-идеологическим. То есть в проекте могут принимать участие представители любых национальностей (с возможностью как сохранения идентичности, так и растворения в других группах), представители любых религиозных течений, разумеется, при условии взаимоуважения, проект должен пользоваться любыми идеями и технологиями, не зависимо от их идейной принадлежности.

Берём лупу и смотрим на китайский проект:

1) Национальный вопрос:

В Китае не отдают предпочтения какой-либо национальности, даже титульной, при условии подчинения общей идеологии проекта “Китай”. Вместе с тем, позволяют сохранять идентичность, например, диалекты никуда не деваются, а нацменам можно рожать детей сколько угодно, в отличие от “титульной” нации.

2) Отсутствие разногласий на религиозной почве:

У меня в шаговой доступности есть даосский храм, христианская церковь и мечеть. Официальной религии в Китае нет. Конфуцианство – это система правил и ценностей, не подразумевающая веры в некие божества и силы. Давая обществу свод правил поведения, данная система оставляет место для и Бога, и для политеистических культов. Китаец может вести себя основываясь на конфуцианской этике и одновременно делать подношения хранителю очага и по праздникам кланяться Будде в храме.

Религия, прежде всего, позволяет создать основу общественных отношений, даёт морально-этический кодекс, на основании которого общество уже создаёт свои законы. С этой задачей прекрасно справляется Конфуцианство. Духовно-мистическая часть отдана на откуп непосредственно религиям. Именно поэтому даже не верующие ни в какие сверхъестественные силы и во Всевышнего китайцы не оказываются в морально-этическом вакууме: правила поведения есть, они скурпулёзно записаны, общество худо-бедно старается им следовать. Есть у китайцев и свое, несколько специфическое и отличное от западного чувство справедливости. Принимая решения, арбитр спора будет, скорее всего, отталкиваться не столько от требований законов и нормативных актов, сколько от этого передаваемого веками, основанного, прежде всего на уважении прав собственника и владельца, неписанного кодекса. Арбитр может признать сделку незаконной, если посчитает, что одна из сторон поступает аморально, даже если прямого нарушения закона нет.

Можно сказать, что китайцы обхитрили весь мир. Им удалось построить действительно светское государство но имеющее некий свод правил в качестве стержня.

3) Прагматичность в вопросах экономики, пренебрежение к идеологическим требованиями экономических теорий:

Экономика Китая прекрасно сочетает в себе элементы плановой экономики и государственного контроля с полной (даже зачастую чересчур) свободой мелкого частного предпринимательства и рыночными отношениями. Китайское правительство стоит над спором между социализмом и либерализмом, руководствуясь здравым смыслом, принимает прагматичные решения. Если для поддержки собственной автомобильной промышленности нужно будет сделать ввозные пошлины 100% и проспонсировать предприятия – это будет сделано. Более того, для создания конкурентной среды будут приглашены западные игроки. А, например, контролировать весь оборот экономики города Иу вокруг самого крупного в мире оптового рынка – слишком сложная задача. Люди могут работать, как им удобно, никто не будет их кошмарить.

На пороге кризис? Не проблема. Начинаем строить скоростные железные дороги и развивать наукоёмкие производства. Экономика в итоге работает и без экспортных заказов. Постоянный рост экономики способствует повышению благосостояния населения, что обеспечивает комфорт участникам и даже соучастникам проекта. Разумеется, всегда найдется копеечка для армии и, в силу большого населения, всегда найдутся желающие в этой армии служить, так как для выходца из отдалённой бедной деревушки служба в армии – путёвка в жизнь.

4) Сохранение традиций:

В целом, мало что изменилось со времён Конфуция. Семья – важнейшая ценность. Коллектив – это семья, страна – очень большой коллектив. Семья патриархальная, старшего члена, главу, необходимо слушаться. Старикам оказывают почёт и уважение. Были как-то на именинах старушки. Все несколько сотен гостей выходили и кланялись ей, стоя на коленях. Как родственники, так и просто гости. В жилых районах в погожий денёк можно увидеть, как дети катают своих престарелых родителях в инвалидных креслах. Так, люди, чья возможность передвигаться самостоятельно ограничена, могут побыть на улице, на тёплом солнышке.

Уважение к старшим членам семьи проецируется на уважение к государству, как главе большой семьи дружных детей-народов. Разумеется, у отца есть ремень, есть пряники, но уважают его не за силу и не за то, что кормит, а потому что это – отец, это старший, потому что он уважал своего отца, а тот своего. Само собой разумеется, что и интересы семьи, клана, всегда будут стоять выше интересов отдельного члена семьи.

Что же даёт семья своим членам? Прежде всего – финансовую поддержку. Каждый китаец обязан скопить сыну на дом, чтобы обеспечить продолжение своего рода. В случае, если кто-то из членов клана попадает в беду, весь клан скинется, потянет за ниточки связей и сделает всё, чтобы вызволить пострадавшего. Так главы семей клана получают возможность через влиять на младших членов, навязывать свои стереотипы и модели поведения, подкрепляя свои слова финансовой помощью. Часто кланы можно наблюдать на частных предприятиях, когда отдельные подразделения или предприятия отдаются в управление родственникам. Более состоятельный член клана зачастую помогает своим родственникам деньгами, чтобы они могли открыть нужные ему производства, а он занимался сбытом продукции. При этом, кто-то из членов клана может быть членом партии и работать в местной администрации.

Зачастую кланы сотрудничают по принципу землячеств. Так, одной из причин успешности выходцев из самого богатого региона Китая – Вэньчжоу провинции Чжэцзян – считается то, что, нащупав “золотую жилу” где-либо они сообщают об этом своим землякам и соплеменникам, которые присоединяются к ним на ниве освоения, занимают сопутствующие ниши. А, как мы видим, это означает финансовую поддержку, сотрудничество и взаимопомощь.

Такое общественное устройство не нуждается в банках, как источниках средств для молодых людей: необходимые для жизни предметы, вроде дома, обеспечивают старшие. Не нуждается в страховых компаниях: помощь всегда придёт от членов клана. Такое общество является полной противоположностью западному образу жизни, проповедующему отрицание опыта прошлых поколений, бунтарство, жизнь на взятый в банке кредит, индивидуализм и гедонизм.

Пока государство обеспечивает защиту от внешних посягательств, клан бьёт по невидимой руке рынка и помогает участвовать в социальной конкуренции.

Итак, мы видим, что китайский цивилизационный проект обладает всем, что необходимо для успешной конкуренции с другими проектами, роста и развития. Однако, пока китайская цивилизация ограничена своей территорией и закрыта для чужаков, желающих присоединиться. Китай почти не осуществляет экспансию и экспорт своего цивилизационного проекта, в Китае практически не реально получить гражданство иностранцу – случаи единичны. Возможно, Китай считает себя не достаточно сильным, чтобы начинать экспорт своей цивилизации, может быть, слишком высок языковой барьер, а может быть китайцы не хотят делиться с другими национальностями своим “ноу хау”, боятся пагубного внешнего влияния.

Разумеется, это не будет продолжаться вечно. Рано или поздно, Китаю нужно будет начать экспансию во внешний мир, как минимум – за ресурсами. Пока современный гегемон довольно успешно отбивает все примитивные посягательства на мировые богатства. Но что же будет, когда владельцы богатств сами захотят поделиться ими с Китаем, заплатив ими за входной билет в процветающий китайский мир?

Есть несколько способов расширения границ своего цивилизационного проекта. Первый – это мирный, через пропаганду, рекламу и умелый маркетинг, постепенную интеграцию и последующее стирание экономических и даже государственных границ. Второй – это военный, через действие грубой силой. Третий – сочетающий в себе два первых: реклама и последующий короткий удар поддых ослабшему конкуренту. Китайцы – очень не агрессивные люди. Китай никогда никого не завоёвывал. Мир и гармония – вот непременные условия хорошей жизни по мнению китайцев. Революции и смута – страшное зло. Поэтому лично я не боюсь второго варианта китайской экспансии и даже третьего: в силу огромного размера, уши этого осла будут торчать слишком очевидно. А вот первый вариант – через сладкие речи, красавиц, шелка и слитки серебра – это уже традиционно китайский способ завоевания и поглощения ближайших соседей.

В вашем городе уже есть институт Конфуция?
Ваш друг уже живёт в Китае и ему нравится?
Ваш сосед женился на китаянке а одноклассница замужем за пареньком из Пекина?
Может быть, стоит начать учить китайский?
©